Гимназия ориентирована на создание условий для получения учащимися общего и дополнительного образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС), с требованиями Стандарта православного компонента образования, религиозно-нравственного воспитания на основе православного мировоззрения, в духе традиций и учения Русской Православной Церкви и ФОП по уровням образования.
Основные образовательные программы, в т.ч. адаптированные, а так же дополнительные общеобразовательные программы реализуются на русском языке.
В соответствии с требованиями ФГОС обязательные предметные области реализуются в полном объеме, предметы обязательной части учебного плана являются инвариантной частью содержания образования и отвечают основным задачам их реализации в соответствии с требованиями стандарта. Исходя из специфики учебного заведения, отраженной в Уставе и согласно п.8 ст. 87 ФЗ 273, Православная гимназия №11 включает в часть основных образовательных программ, формируемую участниками образовательного процесса, учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), обеспечивающие религиозное образование (православный компонент). Следуя логике образовательной программы, преемственности учебных предметов обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, курсов внеурочной деятельности, в обязательной части учебного плана НОО в предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» изучается модуль «Основы православной культуры».
Стандарт православного компонента образования реализуется в полном объеме. В начальном общем образовании представлены следующие курсы данного стандарта, реализуемые в части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, во внеурочной деятельности и в системе дополнительного образования: внеурочный курс «Основы православной веры (Закон Божий)» (1-4 класс), «Церковнославянский язык» (учебный предмет 2-4 кл, внеурочный курс 1 кл.), «Церковное пение» (учебный предмет 1 кл., внеурочный курс 2-4 кл.), «Православная литература» (4 кл.). По данным предметам введена безотметочная система оценивания (зачет/незачет). В основном общем образовании реализуются курсы: учебный предмет «Основы православной веры» изучается с 5 по 11 класс (по 1 часу в неделю), внеурочный курс «Логика» (5 класс), является вторым иностранным языком «Латинский язык» (9 класс), «История Церкви» и «Основы нравственности» (10-11 кл.). Курсы и предметы введены как рекомендуемые образовательные модули Стандарта православного компонента образования для православных гимназий. Церковнославянский язык как учебный предмет в 5 и 6 классах введены как продолжение данного курса начальной школы, в 7-11 кл. является внеурочным курсом. Предметы «Мировая художественная культура» (8 класс), «Русская словесность» (5-11 класс) дополняют предметные линии «Искусство» и «Русский язык и литература» соответственно и являются интегративными в отношении православного компонента образования и ФГОС. «История России» изучается как курс внеурочной деятельности в 1-4 кл., «История в лицах» с 5 по 11 кл.
Практики, предусмотренные основной образовательной программой на уровне начального и основного общего образования — богослужебная практика в храмах, дела благотворительности и милосердия, предпрофильная практика, на уровне среднего общего образования дополняется общественно-полезными практиками, в т.ч. социальные практики, социальные пробы, волонтерство, производственная практика («Билет в будущее», «Проектория» и др.).
Виды социальных практик, используемых в рамках внеурочной деятельности:
- Пассивная (учебные социально-практические ситуации на уроках и занятиях, встречи с представителями социальных институтов, оценочная деятельность, деловые и ролевые игры);
- Активная (волонтерская деятельность, шефская работа, участие в гимназическом самоуправлении, участие в социальных и исследовательских проектах, оказание помощи в работе музеев, библиотек и т.п.);
- Преобразовательная (помощь социально незащищенным слоям населения, общественно-полезные дела, трудовые отряды, культурно-массовая деятельность и др.).
- Профессиональная проба – профессиональное испытание или профессиональная проверка, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющая завершенный вид, способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии.
Направления социальных практик:
- самоуправление
- саморганизация
- личностный рост
- волонтерская деятельность
- профессионально-ролевая деятельность
Профессиональные пробы включают поэтапную реализацию:
- подготовительный этап
- практическая реализация
- рефлексивно-коррекционный этап
По итогам работы в данном направлении проводятся тренинги, акции, конкурсы, выставки, защиты проектов.
В рамках освоения курсов внеурочной деятельности на уровне начального общего образования (НОО) с сентября 2017г. используются компоненты образовательной системы «Русская классическая школа» (РКШ), которая укоренена в любви к России, обращена к истокам ее культуры, к «классике» российского образования, к его непреходящим ценностям. В основе данной системы — педагогическая методика Д.К.Ушинского, построенная по принципу природосообразности, в центре которой ребенок того или иного возраста и специфика его восприятия информации.
Элементы образовательной системы РКШ интегрированы и в учебные курсы, и в курсы внеурочной деятельности НОО (каллиграфия, математика и конструирование, Русская история).
Адаптированные образовательные программы реализуются так же с учетом православного компонента образования.
Предусмотрена возможность реализации программ с использованием дистанционных технологий.