Информация о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
В гимназии создана безбарьерная среда для учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата. Адаптирован вход на территорию, в здания и помещения школы.
Организована навигацию по территории школьного участка так, чтобы пешеходные и транспортные пути были непрерывными.
Перепады высот на поверхности пешеходных путей оборудованы съездом.
Чтобы избежать травм в зоне входа производится контроль освещения, удобства пандусов, лестниц и дверей, доступность для разных групп инвалидов.
Для маломобильных людей, в том числе инвалидов-колясочников есть поручни с двух сторон.
Теплый переход между основным зданием и корпусом спортивного зала оборудован лестницей с мобильным подъемником.
Специально оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В гимназии выделены помещения для осуществления образовательного и коррекционно-развивающего
процессов: классы, кабинет учителя-логопеда, которые имеют необходимый набор и размещение, площадь, освещенность,
расположение и размеры, обеспечивающие возможность для
организации урочной и внеурочной учебной деятельности.
Материально-техническое оснащение кабинета логопеда включает: печатные пособия (учебники по русскому языку и чтению; кассы букв и слогов; разрезные азбуки; альбом с предметными и сюжетными картинками; картинные лото; альбомы с картинками для исследования произношения звуков); мебель и оборудование (парты, стол, стул, шкаф для пособий, классная доска, зеркала (настенное, настольное, для индивидуальной работы), стенные часы, настольная лампа); специальное оборудование (логопедические зонды; спирт, вата); игры и игрушки (настольные игры: кубики, мозаики, лото; игрушки, предназначенные для развития дыхания; наборы игрушек, предназначенные для развития и обогащения словарного запаса); технические средства обучения (телевизор; компьютер с программным обеспечением; магнитная доска).
Доступность учебных помещений обеспечивается путем расширения проходов между рядами парт. Перед доской достаточно места, чтобы ребенок на коляске или костылях свободно перемещался.
Библиотека приспособлена для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. В зоне коворкинга достаточно места для передвижения с помощью спецсредств. Обеспечен доступ к компьютерам, каталогам.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Овладение обучающимися с ОВЗ образовательной областью «Физическая культура» и внеурочными курсами спортивно-оздоровительной направленности, а так же ритмика, гимнастика, танцы предполагают коррекцию двигательных навыков в процессе музыкально-ритмической и спортивной деятельности. Для этого в гимназии есть в достаточном количестве специальные предметы (лент, мячи, шары, обручи и др.); фонотеки с записями различных музыкальных произведений; наборов детских музыкальных инструментов (бубен, барабан и др.). Оборудование спортивного зала имеет необходимый спортивный инвентарь для овладения различными видами физкультурно-спортивной деятельности.
Доступность санузлов
Оборудованы для инвалидов-колясочников туалеты. Габариты санузлов позволяют развернуться на коляске. Умывальные раковины размещены достаточной высоте, что бы была возможность их использовать в положении сидя в коляске. Нижний край зеркала, электрополотенца и держателя туалетной бумаги находится не выше 0,8 м от пола, зеркала над столиком умывальника – 1 м от пола, а крючка или вешалки – 1,3 м от пола. Двери туалетных кабин открываются наружу и имеют наружные запоры. В раздевалках спортзала адаптированы универсальные кабины для детей с ОВЗ, установлены стационарные и откидные опорные поручни, поворотные или откидные сиденья.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Средства обучения и воспитания — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Используемые средства обучения и воспитания делится на следующие виды:
· Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал);
· Электронные образовательные ресурсы;
· Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски) ;
· Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные);
· Учебные приборы (компас, барометр, колбы и т.д.);
· Тренажеры и спортивное оборудование.
Гимназия располагается в двух помещениях, соединенных теплым переходом в спортивный зал, оснащенный спортивным оборудованием;. Работают столовая, в которой организовано горячее питание учащихся, а так же :
·· медицинский кабинет;
· · компьютерные классы;
· медиацентр;
· оборудованные рабочие места логопеда, дефектолога.
На уровне обучения отдельным предметам выделяются следующие группы средств обучения:
· словесные (учебники, и учебные пособия, раздаточные материалы в виде набора заданий, упражнений, тестов, схем);
· визуальные средства (микроскоп, диаскоп, модели, макеты, карты, рисунки и т.п.);
· средства автоматизации процесса обучения (компьютеры, локальные телекоммуникационные сети);
· учебно-методические материалы, помещенные на сайте школы в сети Интернет;
· технические средства обучения
В образовательной организации обеспечены условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, доступ к ним возможен на первом этаже здания школы т.к. по типовому проекту здания не предусмотрены пандусы, лифты и т.п. средства.
Таким образом, для обеспечения учебного процесса инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья используются аудитории, оснащенные необходимой мебелью и оборудованные мультимедийными комплексами, включающими проектор, экран, компьютер, средства усиления звука. Также используются интерактивные доски и видеоувеличители.
Воспитательная работа с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья осуществляется инклюзивно, с предоставлением возможности участия во всех мероприятиях, направленных на развитие духовно-нравственного воспитания. При необходимости оказываются волонтерская помощь и консультации специалистов.
Предусмотрено в случае возникновения необходимости приобретение специальных средств обучения для обучающихся с различными нозологиями.
Специальные условия питания
В гимназии созданы условия для организации горячего питания обучающихся, в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Посадочные места и расположение столов позволяет беспрепятственно перемещаться по обеденному залу. С предприятием питания заключается ежегодно договор на организацию горячего питания.
В соответствии с п. 6.13. «Положения об организации охраны здоровья обучающихся»: «При организации питания обучающихся с инвалидностью и лиц с особыми возможностями здоровья в гимназии создаются специальные условия, включающие приспособленные для лиц указанной категории вход в трапезную, мебель и предметы посуды. При специальных показаниях к питанию учащихся с различными видами заболеваний, требующих ограничений и изменения состава продуктов (аллергии, диабет и пр.) разрабатывается специальное меню по договору с организацией, оказывающей услуги по организации питания. При разработке диетстола (специального меню) учитываются показания, указанные в справках от медицинских работников и заявления родителей».
Специальные условия охраны здоровья
В гимназии есть медицинский кабинет с процедурной, имеющие достаточное оснащение для создания условий охраны здоровья детей с ОВЗ. В штате есть медсестра, имеющая соответствующее образование и квалификацию.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В гимназии обеспечен доступ к информационным ресурсам, различными способами (поиск информации в сети интернет, работа в библиотеке и др.). Для обязательного регулярного и качественного взаимодействия специалистов массового и специального образования предусматрена возможность обратиться к информационным ресурсам в сфере специальной психологии и коррекционной педагогики, включая электронные библиотеки, порталы и сайты, дистанционный консультативный сервис, получить индивидуальную консультацию квалифицированных профильных специалистов.
Организован регулярный обмен информацией между специалистами разного профиля, специалистами и семьей, включая сетевые ресурсы и технологии.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Обучающиеся обеспечены техническим средствам обучения, включая компьютерные инструменты обучения, множительную технику, проекторы, телевизоры, ориентированные на удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Имеется доступ к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных, есть возможность размещения материалов и работ в информационной среде образовательной организации (статей, выступлений, дискуссий, результатов экспериментальных исследований), в т.ч. на сайте гимназии, в эл.дневнике/журнале, в электронном журнале «Александр Невский».