15 марта в Православной гимназии №11 прошел городской практико-ориентированный семинар «Духовно-нравственные основы идей инклюзивного образования и проблемы их эффективного внедрения в практику современных образовательных отношений», который посетили 130 педагогов, логопедов, дефектологов Нижнего Тагила.
Инклюзия — признание равной ценности для общества всех учеников и педагогов. Практика показывает, что чем чаще и больше дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ) контактируют с нормально развивающимися детьми, тем быстрее особенные дети адаптируются к образовательной среде и показывают лучшие результаты. Но принять и понять ситуацию сложно в первую очередь взрослым (педагогам, родителям других воспитанников). Не утихают споры о результатах инклюзии. Духовно-нравственные основы инклюзии, проблемы организации совместного обучения детей разных возможностей, в т.ч. детей с ОВЗ и инвалидов, поделиться опытом собрались педагоги города на семинаре.
С приветственным словом к участникам семинара обратилась главный специалист по организации и развитию общего образования Управления образования Администрации города Нижний Тагил Гавриленко Ирина Ивановна, которая отметила актуальность темы и обозначила основные проблемы инклюзивного образования.
Приветственное слово директора Православной гимназии №11 Диденко Владимира Алексеевича включало в себя краткий обзор ситуации в современном образовании с позиции духовности, он отметил особую роль присутствующих в сохранении духовно-нравственных основ образования в целом, а так же в создании условий для духовной поддержки особых детей, определил ориентиры в сложном деле возрождения лучших отечественных традиций образования.
Доклад Волчёнковой Нины Фёдоровны, руководителя Территориальной Психолого-медико-педагогической комиссии г. Нижний Тагил «Принятие ребенка с ОВЗ и его сопровождение: проблемы, решения, перспективы» был очень емким и содержательным, включал системный обзор проблемы включения детей с различными особенностями развития в образовательную систему. Богатый опыт работы Нины Федоровны, которым она делится с аудиторией, был подкреплен личными примерами, которые обогатили доклад.
Пленарный доклад заместителя директора православной гимназии по учебной работе Адам Дианы Александровны «Инклюзия в современной образовательной системе: критерии эффективности и результативности, от декларации к реализации» имел провокационный характер, некоторые вопросы и спорные моменты получили живой отклик аудитории. Диана Александровна сделала краткий обзор особенности организации образовательной системы православной гимназии. По теме семинара были выделены отличия эффективности и результативности инклюзии, обозначены проблемы перехода от намерений к действиям.
Участникам семинара особенно запомнился пример, которым поделилась Диана Александровна. Каждое научно-методическое мероприятие обогащает педагогов информацией, просвещает, но обилие впечатлений имеет свойство постепенно выгорать, затмевается новой более актуальной информацией. Но с каждого мероприятия можно вынести личностно значимый пример, который затронет душу и останется в памяти навсегда. Она поделилась образцом такого рода события. На одном из мероприятий в рамках прошедших в январе Международных рождественских чтениях иеромонах Геннадий (Войтишко) обратился к аудитории с призывом изменить ситуацию в деле воспитания
христианина. Педагоги часто признаются, что позволяют себе повышать голос на дитя. Хотите научиться кричать на ребенка? Попробуйте кричать на икону… Ребенок – это образ Божий. Почему учителя не могут позволить себе кричать на икону, которая в переводе с греческого означает «образ Божий», а при этом на живой образ Бога, предстоящий перед ним, могут закричать?
В рамках пленарного заседания так же был представлен доклад Масленниковой Татьяны Васильевны, директора МБДОУ детский сад-школа № 105 «Непрерывность образования детей с ОВЗ: партнерство и ответственность участников образовательных отношений». Участников семинара впечатлил живой рассказ о богатом опыте организации образовательной деятельности детей с ОВЗ и инвалидностью в данном учреждении, о проблемных вопросах инклюзии, о создании условий для инклюзивного образования, об эффективном использовании ресурсов.
После пленарной части семинара были организованы мастер-классы и круглые столы. Педагоги Православной гимназии №11 Евгения Николаевна Гусева, Людмила Ивановна Раева, Оксана Владимировна Смиронова, Яна Сергеевна Брусницына и Лариса Юрьевна Курзова поделились опытом использования эффективных формы работы с детьми с ОВЗ в учебной и внеурочной деятельности, были представлены фрагменты занятий по курсам русского языка, каллиграфии, литературы, английского языка, математики.
Для учителей-логопедов и дефектологов были представлены фрагменты коррекционно-развивающих занятий Ольги Александровны Липчинской и Татьяны Витальевны Лучиной, сопровождавшиеся наглядными примерами, раздаточным материалом. После занятий было организовано обсуждение, заданы вопросы, котрые актуальны для специалистов данной сферы.
На мастер-классе, организованном для педагогов дополнительного образования и студентов педагогического института были представлены фрагменты занятий с учащимися разных возможностей, в т.ч. с ОВЗ и инвалидностью. В данной секции познакомились с работой изостудии и студии росписи подносов (Анна Борисовна Королева), церковного пения и церковнославянского языка (Татьяна Владимировна Башкирова), фигурного катания, военно-спортивной игры «Зарница» (Наталья Алексеевна Вдовина). Был проведен мастер-класс по изготовлению и украшению шоколадом печенья (Диана Александровна Адам), где отрабатывались навыки использования различных приемов формирования метапредметных и личностных результатов у детей разных возможностей.
«Вкусный» мастер-класс наполнил ароматами помещение гимназии, когда пришло время прощаться. Участники семинара подвели итоги прошедшего мероприятия, дали высокую оценку содержанию докладов и выступлений на секциях. Теплая атмосфера общения, информационная насыщенность и доброе «послевкусие» семинара оставили приятное впечатление и запомнились его участникам.