Порядочный человек, если увидит чужие письма, никогда их не станет читать. Но есть особые случаи, исключения, когда чужие письма становятся публичными по ряду причин, в т.ч. и по желанию авторов или их родственников. «Письма больше, чем воспоминания: на них запеклась кровь событий, это — само прошедшее, как оно было задержанное и нетленное». А.И. Герцен. Есть письма, которые проливают свет на события дней минувших, помогающие сопереживать душевным мукам, которым были подвержены люди, попавшие в сложные жизненные ситуации.
Так, благодаря «Тагильской находке» — письмам семьи Карамзиных к Андрею Николаевичу Карамзину за границу, написанных в 1836-1837 годах, мы получили ценнейшие документы о последних месяцах жизни А.С. Пушкина, о дуэли его с Дантесом и о гибели великого поэта.
Но особенно ценными являются те письма, в которых раскрывается нравственный мир и глубокая сердечность семейных отношений тех людей, которые являются образцом порядочности и жертвенности.
Урок литературы в 5 и 6 классе Православной гимназии №11 был посвящен эпистолярному жанру (от греч. epistole – письмо, послание) и в первую очередь искусству духовного письменного общения, которым обладала Царская семья.
Учитель литературы и русского языка Раева Людмила Ивановна обратила внимание гимназистов на обращение, которое мы используем при чтении молитв, она приготовила презентацию, в которой были представлены высказывания и письма известных писателей.
Письма Императрицы Александры Федоровны и Великой Княжны Татьяны, выдержки которых зачитали на уроке пронизаны глубоким переживанием. Они старались передать свои чувства в письмах, но нередко казалось, что чего-то главного, «самого-самого» недоговаривают. Им не хватало слов, но не оттого, что они недостаточно хорошо владели лексическим запасом, а потому, что их ни в каком языке не существовало.
Любовь к Родителям — это как любовь ко Всевышнему; чувство здесь всегда значимее, глубже, выше любого его
словесного выражения. Подобного рода посланий сохранилось немало, но, может быть, одно из наиболее проникновенных написано четырнадцатилетней Татьяной Николаевной в ноябре 1911 года в Ливадии. Это удивительный образец той великой меры любви, которая соединяла Детей и Родителей.
«Моя дорогая, родная, милая Мама. Я прошу прощения за то, что не слушаю Тебя, спорю с Тобой, что непослушная. Сразу Я никогда ничего не чувствую, а потом я чувствую себя такой грустной и несчастной оттого, что утомила Тебя, потому что Тебе все время приходилось Мне все повторять. Пожалуйста, прости Меня, Моя бесценная Мамочка. Сейчас я действительно постараюсь быть как можно лучше и добрее, потому что я знаю, как Тебе не нравится, когда одна из твоих дочерей не слушается и плохо себя ведет. Я знаю, как это ужасно с Моей стороны плохо себя вести, Моя дорогая Мама, но я на самом деле, милая Моя, буду стараться вести Себя как можно лучше и никогда не утомлять Тебя и всегда слушаться с первого слова. Прости Меня, дорогая. Напиши Мне только одно слово, что Ты Меня прощаешь, и тогда я смогу пойти спать с чистой совестью. Да благословит Тебя Бог всегда и повсюду — никому не показывай это письмо. Поцелуй от Твоей любящей, преданной, благодарной и верной Дочери. Татьяна».
О своей любви к мамам писали сегодня и учащиеся начальных классов. В первом классе малыши еще не умеют писать большие письма и поэтому они обводили свои ладошки, как знак открытости и любви, раскрашивали их и писали несколько трогательных слов для своих мам.
Во втором, в третьем и в четвертом классах учащиеся знакомились с жанром письма и с обращением, узнали многое о почтовой службе, о профессиях, которые задействованы в этом труде. Знакомились с видами писем, конвертов, открыток, узнали, что такое индекс, адрес, как письмо доходит до адресата.
Письма для мам, написанные сегодня, должны благодаря «Почте России» прийти к Дню матери и порадовать мам гимназистов той теплотой душевных строчек, которыми делились юные авторы.
Но самыми сложными заданиями были письма к одиноким людям и детям-инвалидам.
Православная гимназия уже давно сотрудничает с различными социальными центрами, на концерты приглашаются дети-инвалиды, пожилые люди. Со своими мини-концертами выезжают творческие коллективы Православной гимназии по адресам проживания тех людей, кто в силу разных обстоятельств одинок, поздравляют с праздниками, проведают, дарят подарки, выполненные своими руками.
Вопрос об одиночестве, причем не столько житейском, сколько бытийном, обсуждался на уроке в 5 классе. Классный руководитель Уманская Марина Валерьевна беседовала об истоках одиночества в огромном мире людей, о том, как можно и нужно ли избегать одиночества в век быстрой связи, свободных коммуникаций.
Про пожилых людей вспоминают обычно в праздники, для этого даже отвели отдельный день 1 октября, а в Православной гимназии решили не дожидаться особых дат и вступить в переписку с одинокими пожилыми людьми уже сегодня.
Зам. директора по УР, Адам Диана Александровна рассказала, почему стала инициатором акции в честь дня написания бумажных писем. Ученики и родители все чаще стали писать ей СМС и обращения в соцсетях на особом языке, сленге, который постепенно перешел и в живое обыденное общение. Сокращения и намеренное искажение слов настолько сильно заполонили нашу речь, что написание грамотного письма стало настоящей проблемой.
Что бы погрузить в проблему возрождения традиции написания бумажных писем, она рассказала учащимся об удивительных случаях, когда письма помогали людям понять друг друга, примириться, а так же о некоторых любопытных фактах. Например, в фильме «Белое солнце пустыни» настоящим автором писем-обращений к супруге был режиссер М.Захаров, эти строчки заучиваются студентами-иностранцами, постигающими русский язык и культуру общения во многих странах мира. В мультфильме «Простоквашино» использован прием коллективного письма, который показан сатирически. «То лапы ломит, то хвост отламывается» — это образец рассогласованности, которая часто приводит к ссорам, конфликтам.
В искусстве живописи картины И. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Письмо с фронта» А. Лактионова и др. занимают особое место. Как передать глубину переживаний, которую испытывает и автор и адресат в живописном произведении? Учащиеся гимназии совместно с Дианой Александровной решили написать исследовательский проект, посвященный этой проблеме.
Фронтовые письма – это особая тема, охватывающая трагические события нашей страны. Они были сложены треугольником, такую форму письма придумали находчивые воины и они складывались простым треугольником, что не требовало конвертов, которых всегда не хватало на фронте.
Готовое письмо не заклеивалось – его должна была прочитать цензура, почтовая марка была не нужна, адрес писался на наружной стороне листа. В них судьба, надежда, боль, горечь и призыв. Как важно понимать сегодня значение этих переживаний для каждого из нас. Про письма с фронта более подробно узнают учащиеся благодаря исследованиям гимназистов 5 и 6 классов, которые завершатся к 9 мая.
Еще 30 лет назад люди общались с помощью бумажных писем, в каждый дом на праздники приходили открытки, письма с поздравлениями или обычные конверты с маркой от родственников и друзей, в которые они вкладывали фотографии или засушенные цветы. В гимназии открылась выставка старинных открыток (открытых писем) 50-60 годов прошлого века, подлинных письменных и учебных принадлежностей этого периода. Директор Православной гимназии Диденко Владимир Алексеевич собирал экспонаты этой маленькой выставки и с удовольствием рассказывал о том удивительном периоде жизни, когда письмо было одним из самых распространенных средств общения на дальних расстояниях.
Учитель литературы Людмила Ивановна с особым трепетом представила на выставке письма бабушки, которые датированы 1919 г., в них много переживаний от того тяжелого периода в жизни нашего государства и конкретного человека. Гимназисты восхитились душевной простотой, аккуратностью и многогранностью талантов автора этих записей.
Сегодня мы понимаем, что никакое электронное общение не может передать теплоту и искренность так, как настоящее бумажное письмо. Возродить традицию написания душевного письма было решено в Православной гимназии. Гимназисты активно участвовали в этой первой акции, которая имеет свое продолжение.