В дни осенних каникул учащиеся 7 и 8 классов Православной гимназии №11 посетили г. Санкт-Петербург. 18 учащихся сопровождали завуч гимназии Диана Александровна Адам, учитель обществознания Артем Анатольевич Ершов и мама гимназистки Елена Романовна Поморцева.
Подготовка к поездке началась еще в поезде. Гимназисты читали журналы из серии «Храмы России», в которых рассказывалось об известных духовных центрах северной столицы, а руководители проводили викторину, обращали внимание на разных деталях,
которые нужно найти в ходе экскурсий и прогулок по Санкт-Петербургу. Экскурсионный тур включал в себя посещение храмов, музеев, памятных мест. Поездка оказалась насыщенной, в дополнение к запланированным экскурсиям гимназисты
посетили объекты духовного значения и культурного наследия (памятники истории и культуры). В этом году олимпиада школьников «Основы православной культуры» включает тему «Умозрение в камне»: каменное церковное зодчество Древней Руси. Санкт-Петербург — один из самых красивых городов России, где наиболее представлено каменное храмовое строительство, архитектура, система росписи.
В понедельник 29 октября в первый день программы была проведена обзорная экскурсия, где во всем величии были открыты и набережная Невы, и Марсово поле, Михайловский дворец, Университетская набережная, были сделаны остановки у знаменитых сфинксов, у
ансамбля Исаакиевской площади, Стрелки Васильевского острова, у крейсера «Аврора», на Пушкинской площади, у храма Спас-на-Крови. В первый вечер гимназисты прогулялись по вечернему Питеру, доехали до Московских Триумфальных ворот и оттуда дошли до знаменитого Гранд Макета Россия, выполненного в масштабе 1:87, площадью 800 м², где объединены собирательные образы регионов Российской Федерации. Он очень впечатлил своими масштабами и техническими решениями, гимназисты узнали интересные факты о стране и регионах, отметили оригинальные детали, забавные сценки.
Завершился день прогулкой длиной 4,5 км по вечернему городу по Невскому проспекту от Адмиралтейства до площади Александра Невского (группа жила на Невском проспекте, недалеко от лавры)
Во второй день посетили знаменитое Царское село (г. Пушкин), где посетили церковь иконы Божией Матери «Знамение», расположенную на Дворцовой улице, в центре города, рядом с Лицеем и Екатерининским дворцом. Храм является старейшим сооружением
Царскосельского дворцово-паркового ансамбля, первым каменным зданием Царского Села. После традиционного посещения экскурсии в Екатерининский дворец группа отправилась на прогулку по Камероновой галерее и к парковому павильону Грот. Придворная Воскресенская церковь Большого Царскосельского дворца находится на реставрации, поэтому гимназисты могли рассмотреть во время прогулки только внешнее убранство. Передохнули и пообедали в историческом месте — двухэтажный Кавалерский дом (дом Энгельгардта) на углу Лицейского переулка сейчас занимает кафе-ресторан. После поездки в г. Пушкин гимназисты посетили Васильевский остров, где находится Смоленское православное кладбище, своеобразный духовный центр Санкт-Петербурга,
здесь погребена святая Ксения Блаженная. Поклонившись святой Ксении, испросив благословления на «благая дела и начинания», мы отправились в Храм Смоленской иконы Божией Матери. После этого поехали в один из крупнейших храмов Санкт-Петербурга,
построенный на Невском проспекте уральским архитектором Андреем Воронихиным – Казанский собор. В кафедральном соборе находится чудотворный список Казанской иконы Божией Матери, могила знаменитого полководца М.И. Кутузова. Посетили памятное место на углу Невского проспекта и набережной реки Мойки, где была
знаменитая кондитерская С. Вольфа и Т. Беранже, и откуда Александр Пушкин отправился на роковую дуэль на Черной речке. А уже спустя несколько дней Ф. Н. Глинка здесь читал стихотворение «Смерть поэта» молодого и еще никому не известного Михаила Лермонтова.
В среду была пешеходная экскурсия от выставки «Петербург в миниатюре» на Горького, где представлены вытесанные из гранита и выкованные из бронзы копии известных архитектурных объектов города до Петропавловской крепости.
По пути познакомились с росписью на стене церкви Спаса Целителя. Образ Богоматери с Младенцем (майолика) на стене церковной апсиды Ортопедического института в Александровском парке на
Петроградской стороне. Посетили экскурсию в Петропавловский собор (Великокняжеская усыпальница), в тюрьму Трубецкого бастиона. После полуденного выстрела и фотографирования знаменитых памятников Петру I гимназисты покинули крепость и
отправились в Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук. Завершился день посещением Александро-Невской Лавры, одного из старейших
архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга. После экскурсии в древлехранилище, где находится макет Лавры, посетили Свято-Троицкий собор, где покоятся мощи святого Александра Невского, многие почитаемые верующими святыни. Комплекс зданий
монастыря выглядел особенно величественно в вечернем свете уходящего дня. В четверг гимназисты посетили Собор Воскресения Христова (Спас-на-Крови). Мозаичная экспозиция собора является одной из крупнейших коллекций в Европе. Особенно впечатлили учащихся величественная архитектура «русского стиля» и
мозаичные картины великих русских художников. После интересной экскурсии по храму отправились на прогулку к Казанской площади, к знаменитому дому Зингера и после этого в самый большой музей страны – Эрмитаж. Одним из залов музея с недавнего времени после реставрации стала Большая церковь Зимнего дворца, церковь во имя Спаса Нерукотворного образа – домовая церковь русской императорской семьи.
Вечером гимназисты посетили Академический Малый Драматический театр – Театр Европы, спектакль реж. Григория Дитятковского по мотивам повести Оскара Уайльда «Звездный мальчик». В спектакле много новых сюжетных линий и совершенно иной финал. Мотив жестокости юноши заменен высокомерием, герой презирает людей, считая их своими рабами, а потом сам становится рабом. Найти по приказу Хозяина монеты в лесу ему помогает не заяц, а ангелы, рассказывающие притчу. Проходя путь невзгод и
мучений, Звездный мальчик находит мать, вымаливает ее прощение и становится правителем, который должен появиться по пророчеству. Звездный мальчик возносится на небо, потому что оказывается, что он, как и его мать, мертв. Такого финала не было в сказке Уайльда. В спектакле прочитывается мотив Христа — чудесная история
превращается в притчу о пасхальном воскрешении души.
Завершился день ночной экскурсией по центру города, став свидетелями разведения главных мостов Северной столицы. Чудо инженерной мысли, многотонные крылья раскрылись над туманной Невой и поразили гимназистов своим величием. Пешая прогулка по ночному Невскому проспекту показалась после этого не такой сложной и длительной.
Утро последнего дня программы начиталось на территории Александро-Невской Лавры в «Некрополе мастеров искусств», где покоятся выдающиеся артисты, художники, скульпторы, композиторы и музыкальные деятели. Поразило множество необычных скульптурных надгробий, в т.ч. Ф. Достоевскому, П. Чайковскому, И. Крылову, Н. Гончаровой, И. Шишкину и др. Там же посетили Государственный музей городской скульптуры в числе объектов которого моделей городских памятников: Ростральные
колонны, Конные группы на Аничковом мосту, памятники Петру I, Екатерине II, Николаю I, А. С. Пушкину, М. В. Ломоносову, А.В.Суворову — ставшие символами Санкт-Петербурга. Гимназисты посетили в этот день музей «Домик Петра I» и Исаакиевский собор — крупнейший православный храм Санкт-Петербурга. Сделали традиционное фото у одного из символов города – у Медного всадника, памятника Петру I на Сенатской площади.
Во время автобусной экскурсии познакомились с современными храмами города, в т.ч. узнали про Морской собор Святителя Николая Чудотворца и Богоявления, возле колокольни которого находится Семимостье, где пересекаются Крюков канал и канал Грибоедова и видно с одной точки семь мостов. По пути на вокзал посетили
Воскресенский новодевичий Смольный монастырь, где находился знаменитый Институт благородных девиц. Завершилась экскурсия у здания Витебского вокзала, старейшего железнодорожного вокзала в Санкт-Петербурге и России. Насыщенная экскурсиями поездка оставила массу положительных эмоций и яркие впечатления. Группа тагильских гимназистов удивила экскурсоводов, которые отмечали,
что дети были очень внимательными слушателями, задавали интересные вопросы. Всю обратную дорогу дети вспоминали разные факты, делились впечатлениями, отвечали на вопросы руководителей и обсуждали планы на следующие каникулы.