Данная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования Православной гимназии №11 разработана для слабовидящих обучающихся (вариант 4.2.)(далее – АООП НОО) с учетом:
- Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
- Стандарта православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, утвержденный решением Священного Синода Русской Православной Церкви 27июля 2011г.;
- Основной образовательной программы начального общего образования Православной гимназии № 11»,
- Образовательных потребностей и запросов обучающихся, их законных представителей.
Стандарт православного компонента общего образования призван удовлетворить запросы в сфере образования православных родителей (законных представителей детей), для которых развитие религиозного самосознания их детей и воспитание в духе исторически сложившихся православных традиций является важнейшим компонентом образования.
Введение и реализация Стандарта православного компонента общего образования обеспечит:
сохранение традиционных духовно-нравственных и культурных идеалов, целей и ценностей в современном обществе, поскольку именно духовные и нравственные традиции составляют основу устойчивого развития обществ;
- консолидацию обществ на основе уважения, взаимопонимания и доверия друг к другу людей разных вероисповеданий;
- общественное и национальное согласие;
- духовную безопасность личности, семьи и общества;
- возрождение традиционной системы духовно-нравственного воспитания, обеспечивающей развитие религиозного (православного) сознания и самосознания подрастающего поколения, что является гарантом духовного здоровья общества;
- воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
- обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, творческого развития.
Православный компонент общего образования ориентирован на социальный запрос православных граждан в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом «Об образовании», Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, которая «представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации – семьей, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями допол-нительного образованиями, культуры и спорта, средствами массовой информации», аналогичными нормативно-правовыми документами иных государств.
Целью реализации АООП НОО для слабовидящих обучающихся с задержкой психического развития является создание условий выполнения требований Стандарта через обеспечение личностного развития данной группы обучающихся, достижения ими планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы, обеспечение социальной адаптации и интеграции, формирование у учащихся целостного христианского мировоззрения, развитого религиозно-нравственного чувства, национального самосознания и гражданской ответственности.
Социальная цель – обеспечение социального доверия участников образовательных отношений к системе православного образования, обеспечение способности системы православного образования чутко реагировать на запросы православных верующих, желающих обучать и воспитывать своих детей на традициях Православия, снижение рисков социально-психологической напряженности между различными религиозными группами населения в сфере образования;
Педагогическая цель – целенаправленное развитие духовно-нравственной сферы обучающихся, обеспечение высокого уровня православного образования, формирование у обучающихся целостного христианского мировоззрения, развитого религиозно-нравственного чувства, национального самосознания и гражданской ответственности.
В соответствии с ФГОС НОО слабовидящих обучающихся начальное общее образование данной группы школьников, будучи по итоговым достижениям к моменту завершения обучения сопоставимым с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, осуществляется в пролонгированные календарные сроки.
Достижение поставленной цели при реализации АООП НОО предусматривает решение следующих основных задач:
- организация систематического и системного изучения православной веры, религии и культуры;
- формирование духовной и нравственной ответственности богозданного человека;
- воспитание православного сознания и поведения человека, отношения к Богу, миру и социуму;
- изучение, сохранение и развитие национальных культурно-исторических традиций;
- формирование уважительного отношения к представителям другой культуры, национальности, религии;
- воспитание человека, способного к благотворительности, милосердию и состраданию;
- воспитание жертвенного служения и любви посредством актуализации социокультурного опыта личности обучающегося, его размышлений о жизни и подвиге святых;
- формирование сознания единства прав, обязанностей и нравственного достоинства человека; взаимосвязи духовного, нравственного, гражданского и патриотического воспитания;
- раскрытие понятия свободы как независимости от безнравственных поступков, как независимости от греха, в соотношении понятий свободы выбора и свободы от зла (из «Основ Социальной Концепции Русской Православной Церкви» о достоинстве, свободе и правах человека);
- повышение педагогической и культурологической компетентности родителей (законных представителей детей), стремящихся воспитывать своих детей в православной традиции, содействие сплочению родителей (законных представителей детей) и педагогов в процессе воспитания детей;
- стимулирование творческого самовыражения учителя, раскрытия его профессионального и творческого потенциала, обеспечивающего развитие каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями;
- совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса в различных формах организации учебной деятельности;
- обновление содержания образования в свете использования современных информационных и коммуникационных технологий в учебной деятельности
- формирование общей культуры, духовно-нравственного развития, воспитания слабовидящих обучающихся, сохранение и укрепление их здоровья;
- личностное и интеллектуальное развитие слабовидящих обучающихся;
- удовлетворение особых образовательных потребностей, имеющих место у слабовидящих обучающихся;
- создание условий, обеспечивающих слабовидящему обучающемуся достижение планируемых результатов по освоению учебных предметов, курсов коррекционно- развивающей области;
- минимизация негативного влияния особенностей познавательной деятельности данной группы обучающихся для освоения ими адаптированной основной общеобразовательной программы для слабовидящих;
- оптимизация процессов социальной адаптации и интеграции;
- выявление и развитие способностей слабовидящих обучающихся с учетом их индивидуальности, самобытности, уникальности через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности;
- обеспечение участия педагогических работников, родителей (законных представителей) с учетом мнения обучающихся, общественности в проектировании и развитии внутришкольной среды;
- использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа, определяющих пути и способы достижения обучающимися социально желаемого уровня(результата) личностного и познавательного развития с учетом их особых образовательных потребностей;
- предоставление слабовидящим обучающимся возможности накопления социального опыта, знаний, умений и способов деятельности, сформированных в процессе изучения учебных предметов и курсов коррекционно-развивающей области.
Формы обучения по АООП НОО: очная
Нормативный срок обучения: 5 лет
Учебные предметы, предусмотренные программой: «Русский язык», «Литературное чтение», «Иностранный язык», «Математика», Окружающий мир (человек, природа, общество)», «Музыка», «Изобразительное искусство», «Технология (труд)», «Физическая культура» , «Церковнославянский язык», «Церковное пение»
Практика не предусмотрена. Обучение осуществляется на русском языке
Использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий осуществляется на основе «Методических рекомендаций по рациональной организации занятий с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» Минобрнауки России от 21.04.2020 и Положением об организации образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
АООП НОО ОВЗ (4.2).pdf
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ и календарный план.pdf